MENU

«Советская галоша»: Ледокол «Ленин» — один из символов эпохи Великого Советского Государства
Ледокол Ленин

Вот умели же в СССР делать невероятные вещи!
«Ленин» был первым не просто ледоколом с атомной силовой установкой в мире, а вообще первым надводным кораблем-атомоходом. Еще никто в мире на тот момент не построил такого, и даже американские авианосцы еще ходили на мазуте. А наши сделали, да еще и для арктических морей, чтобы проводить танкеры и сухогрузы по Северному морскому пути.

И это в 1959 году!

Без компьютеров, с вычислениями на логарифмических линейках и разработанный на чертёжных досках в конструкторском бюро. Без испытательных моделей, как в автомобилестроении и без испытательных образцов, как в авиации.

Сразу в стапель, сразу на воду, после испытаний сразу в северный поход, трудиться на благо Родины.

Для того, чтобы первый в СССР и в мире атомный ледокол был сдан в срок, детали и компоненты для него производили больше 500 предприятий по всей стране (и совсем ничего здесь не было импортного!).

Специально для «Ленина» было создано 76 новых типов механизмов и около 160 новых образцов оборудования.

От закладки атомохода до спуска на воду прошло всего 1,5(!!!) года, и еще 1,5 года на установку ядерного реактора и ходовые испытания.

3 декабря 1959 года атомный ледокол «Ленин» был сдан Министерству морского флота и начал работать по проводке судов через моря Северного ледовитого океана.

В СССР не только не пытались засекретить уникальное судно, наоборот, делали все, чтобы о нем узнали за рубежом. Еще во время строительства на борту атомохода побывало множество иностранных делегаций. Их приглашали в пропагандистских целях. Ледокол «Ленин» должен был показать всему миру превосходство советской науки и техники.

Атомных ледоколов по сей день нет больше ни у одной страны мира. Зато в СССР, а впоследствии и в России, их строительство поставили на поток.
С 1970-х годов началось серийное производство атомных ледоколов. Построены были атомные ледоколы проекта 10–52: „Арктика“, „Сибирь“, „Россия“, „Советский Союз“. 10–521: „Ямал“, „50 лет Победы“ – при уже РФ достраивались. Также построены были атомные ледоколы „Вайгач“ и „Таймыр“, атомный лихтеровоз-контейнеровоз „Севморпуть“, – сообщил специалист первой категории ФГУП „Атомфлот“ Владимир Ульянихин.

Какие задачи выполнял атомный ледокол „Ленин“

Главной задачей ледокола была проводка грузовых и пассажирских судов по Северному морскому пути. Атомоход шел впереди, проламывая лед, а за ним следовало сопровождаемое судно.

Ледокол Ленин

Второй по важности задачей ледокола «Ленин» была доставка и эвакуация полярных дрейфующих станций «Северный полюс». Ранее их отправляли на льдины исключительно с помощью самолетов, но с появлением ледокола «Ленин», способного заходить гораздо севернее, предоставилась возможность получать гораздо больше тяжелой техники, топлива и оборудования для создания комфортных условий зимовки.

Ледокол «Ленин» 30 лет верой и правдой служил советскому флоту. За это время он прошел свыше миллиона двухсот тысяч километров – то есть три десятка раз обогнул Землю по экватору. Атомоход побывал в 26 навигациях и провел за собой по Северному морскому пути более 3700 судов. «Ленин» проламывал лед толщиной до двух метров.

«Для того чтобы судно не застряло во льдах, на нем была помещена система балластных цистерн. Когда вода перекачивалась из одной цистерны в другую, судно начинало раскачиваться. Тем самым ледокол ломал и раздвигал бортами льды. Такая же система имелась на корме и на носу судна», – привел интересный факт ведущий.

Ледокол Ленин музей

Корабль-музей

В 1989 году «дедушку» атомного флота отправили на заслуженный отдых. Ледокол «Ленин» встал на вечную стоянку у морского вокзала Мурманска и превратился в корабль-музей.
Любой желающий может пройтись по внутренним помещениям судна, заглянуть в каюты и даже спуститься в машинное отделение, чтобы своими глазами увидеть ядерную силовую установку – сердце атомохода.

При этом судно осталось максимально функциональным, не подверглось, как это часто бывает, разграблению и упадку, и на сегодняшний день выглядит также, как выглядело в 1989 году, когда вернулось из последнего похода.

Капитанский мостик

Так выглядит штурвал и приборы рулевого на ходовом мостике.

Машинное отделение ледокола

Машинное отделение выглядит так, словно корабль совсем недавно вернулся их похода. Здесь даже все также пахнет машинным маслом и металлом.

Атомная установка производила гигантское количество водяного пара, который и крутили этот и остальные генераторы. Они производили электричество, питая два основных и вспомогательный электродвигатели для гребных винтов.

Ядерная установка на ледоколе

Так выглядит атомный реактор в специальном защищенном отсеке.

Пульт управления ледоколом

Все управление осуществлялось дистанционно из центрального пульта управления.

Напоминаю, тогда еще не было современных компьютеров, так что мне даже сложно представить, как это все было придумано, как реализовано, как управлялось и насколько все это было сложно для реализации и работы с оборудованием.

Команда ледокола насчитывала в максимальном комплекте 243 человека, и «Ленин» мог находиться в автономном плавании больше года и при этом не нуждался в пополнении запасов топлива.

Рейс 1977–1978 года, например, длился 390 суток. Это по сей день абсолютный мировой рекорд автономности.

Значительную часть из своих 30 лет в море «Ленин» провел на маршрутах, проведя 3740 судов по льдам Севморпути. И для того, чтобы выполнять задачи, команде были созданы невиданые по комфорту для того времени условия.

Ледокол даже сейчас выглядит внутри больше, как дорогая яхта, чем как корабль-трудяга.

Коридоры на ледоколе Ленин

Кают-компания

Коридоры и кают-компания

Особой гордостью ледокола был его небольшой медицинский центр с полноценной операционной, стоматкабинетом и передовыми оборудованием для диагностики.

Медицинский блок на ледоколе

Медицинский блок на ледоколе

Это нужно было и для оказания любой медпомощи членам команды, работающим в экстремальных арктических условиях, и нередко морякам с других судов, которые либо шли в проводке, либо которым оказывали помощи по освобождению из льдов, либо даже жителям северных поселков на Севморпути, которых было ближе и быстрее доставить на штатном вертолете сюда, чем искать возможность отправить в больницу где-то далеко на материке.

Ледокол Ленин

Вот такой удивительный невероятно крутой ледокол когда-то построили советские инженеры, удиви в те годы весь мир своим детищем...

 


Поделиться в сетях:

Категория: История СССР | Просмотров: 13 | | Теги: ледокол, СССР, Ленин | Рейтинг: 0.0/0