MENU

Лучшие гражданские самолеты СССР
Лучшие гражданские самолеты СССР

Советский Союз произвел много выдающихся пассажирских самолетов, широко используемых как в СССР, так и за рубежом.
Сейчас российскому авиапрому похвастать совершенно нечем.
Всего отечественное (советское) авиастроение за 85 лет выдало на-гора 16862 самолета 1-3 классов.
Из конструкторских бюро занимавшихся разработкой гражданских лайнеров самыми крупными считались ОКБ Туполева, Яковлева, Антонова и Ильюшина.
В этих коллективах работали самые талантливые инженеры, которые за весь период существования страны создали более 70 моделей вертолетов и самолетов, обеспечивших надежную работу Аэрофлота во всех направлениях гражданской авиации.
Мы решили вспомнить лайнеры отечественного производства, на которых летали если не вы, то ваши родители.

 

Ан-2

Советский самолет Ан-2

В народе - «Кукурузник».
Настоящий ветеран, одномоторный биплан Ан-2 выпускается с 1947 года, и Китай до сих пор его производит.
Ан-2 используется как сельскохозяйственный, спортивный, транспортный, учебный и пассажирский самолёт.
Многие самолёты эксплуатируются более 40 лет, и налёт некоторых из них достигает 20 тыс. часов.  Экспортировался в 26 стран мира.
Всего было построено более 18 000 единиц Ан-2.
Самолет составлял около 90% сектора малой авиации СССР, и известен как «вечный самолет» среди специалистов.

 

Ил-14

Советский самолет Ил-14

Эта модель пассажирского самолета, предназначавшегося для использования на ближне-магистральные перелеты коллектив КБ Ильюшин начал разрабатывать сразу по окончанию Великой Отечественной войны.
Начиная с 1953 года, самолет начинают изготавливать серийно, при этом большая часть собранных экземпляров передают на эксплуатацию в Коми АССР и другие северные регионы СССР.
Салон самолета, в зависимости от модификации, мог за один раз перевозить от 18 до 36 пассажиров.

 

Ту-104

Советский самолет Ту-104

Первый реактивный пассажирский самолёт в мире. В воздухе дебютировал ещё в 1955 году, и почти сразу был введён в эксплуатацию. Однако лозунг «Догнать и перегнать» сыграл с ним злую шутку. Лайнер оказался очень сырым, неустойчивым во время полёта. Хоть он и летал до 1979 года, но производился всего пять лет.

 

Ил-18

Советский самолет Ил-18

Этот первый советский пассажирский самолёт с турбовинтовыми двигателями поднялся в воздух в 1957-м. Спустя два года был принят в состав Гражданского флота и эксплуатировался до 2002 года. Он значительно пережил своего реактивного ровесника Ту-104 благодаря надёжности. На борт мог взять от 80 до 122 пассажиров.

 

Ан-24

Советский самолет Ан-24

Большая часть самолетов этой модели, созданной КБ Антонов, была собрана на Киевском авиационном заводе.
За весь период, начиная с 1962 и заканчивая 1979 годами, было собрано 1367 единиц Ан-24, где кроме коллектива Киевского авиазавода модель также собиралась на заводах, расположенных в Иркутске и Улан-Удэ.
Этот самолёт, до сих пор не выведен из эксплуатации и продолжает летать. Он совершал треть авиаперевозок СССР и был востребован на местных маршрутах, потому что мог приземлиться и на грунтовую полосу. Берёт на борт от 48 до 52 пассажиров.

 

Ту-134

Советский самолет Ту-134

Эту модель пассажирского самолета разрабатывали с учетом недоработок, которые были обнаружены в процессе эксплуатации машины этой же линии, Ту-104.
Плавность линий корпуса, максимально комфортные условия для пассажиров и надежность в эксплуатации сделали самолет чрезвычайно популярный не только в СССР, но и за рубежом, куда модель продавалась в экспортном варианте.
Самолет для пассажирских авиаперевозок 2 класса, рассчитанный на 75-80 пассажиров поступил на серийное производство в 1967 году.
Ту-134 долгий период обслуживал все крупные авиапарки страны и только к распаду СССР эту модель начали понемногу списывать из-за большого срока эксплуатации.
Считается что это один из самых удачных проектов пассажирского самолета, созданный коллективом КБ Туполев периода существования СССР.

 

Як-40

Советский самолет Як-40

Як-40 был призван заменить Ил-14 и в 1966 году стал первым в мире реактивным самолётом для местных авиалиний. За что боролись, на то и напоролись. Спустя 15 лет его признали экономически невыгодным: зачем нужен прожорливый реактивный лайнер, перевозящий на небольшие расстояния 20-30 человек? КБ Яковлева начал выпускать более вместительные среднемагистральные Як-42.

 

Ту-154

Советский самолет Ту-154

Ту-154 — самый массовый по объёмам производства реактивный авиалайнер СССР: за 45 лет было выпущено 1020 самолётов. Со скоростью 850 км / ч и дальностью до 5200 км он был одним из самых быстрых в Советском Союзе. По сочетанию вместимости и дальности Ту-154 оказался в золотой середине — подходил для большинства рейсов и внутри страны, и за рубеж.
Свой первый регулярный рейс он выполнил 9 февраля 1972 года.

В 1984 году началось производство существенно доработанной модификации Ту-154М. Её проектирование велось с 1977 года, и основной задачей была установка новых двигателей, Д-30КУ. Тяга 11 000 кгс позволяла увеличить максимальный взлётный вес до 100 и даже до 102 тонн и коммерческую нагрузку до 20 тонн. При этом не требовалась более длинная полоса для взлёта. Новые двигатели тратили примерно на 20% меньше топлива, что улучшало экономические показатели: расход в расчёте на одно кресло получался 31–33 г/км. Изменения были внесены во многие системы самолёта. В частности, крыло получило двухщелевые закрылки вместо трёхщелевых, не уступающие по эффективности. При полётах по некоторым маршрутам с наличием навигационного оборудования число членов экипажа сокращалось до трёх.
Невозможно оспорить роль Ту-154 в обеспечении доступности полётов для самых широких масс.
Последний общедоступный рейс на Ту-154 состоялся 28 октября 2020 года: его выполнил самолёт с бортовым номером RA-85757. ​​Так завершилась история коммерческой эксплуатации этого типа.

 

Ил-62

Советский самолет Ил-62

Ил-62 стал первой советской моделью самолета пассажирского класса, который предназначался исключительно для перелетов на дальние расстояния.
К серийному производству модель была допущена в 1966 году, после того как прошла государственные испытания.

Использовался самолет и для внутренних перевозок, при этом, учитывая, что за один рейс максимально можно было доставить 195 пассажиров, это было экономически выгодно советскому аэрофлоту.
Не брезговали услугами авиарейсов, которые обслуживались моделью Ил-62 и представители правительства страны, которым по служебным делам приходилось покидать пределы СССР.
Особенностью этой модели являлось то, что самолет мог пролететь полмира без дозаправки, что само по себе был не маловажным фактором.
Эксплуатировались Ил-62 в сравнении с другими моделями довольно долго, до 1995 года, пережив не только саму страну, но и многих представителей верховного эшелона власти.

 

Ил-86

Советский самолет Ил-86

Ил-86 создавался в противовес американским самолетам отличавшихся в первую очередь большой вместимостью: американским Боингам, Аэробусам и Дугласам.
В серийное производство модель была запущена после того как в 1980 году впервые совершила свой пробный вылет.

Самолет сразу же запустили на рейсы, где наблюдался большой поток пассажиров, а так как за раз Ил-86 мог перевезти 360 пассажиров, то понятное дело, для советского Аэрофлота такие модели были очень нужны.
Несмотря на то, что Ил-86 строили по принципу, советское все самое лучшее, модель действительно оказалась надежной и полезной в эксплуатации.
К сожалению, с распадом страны многие предприятия просто перестали существовать,  проиграв «воздушный бой» западным фирмам, причем сразу и навсегда.

Читать на эту тему:

Небесная сенсация. Ту-104 — первый советский реактивный пассажирский самолёт

 

 


Поделиться в сетях:

Категория: История СССР | Просмотров: 39 | | Теги: СССР, самолет, гражданская авиация | Рейтинг: 0.0/0