В СССР укомплектованный турбовентиляторными двигателями лайнер Як-42 был необходим для обеспечения экономичных, надежных и комфортных пассажироперевозок на средние расстояния. Сегодня этот самолет почти не задействован в регулярных перевозках, но его вклад в развитие авиационной отрасли остается весьма значимым. Серийное производство Як-42 началось в 1977 году на заводах в Смоленске и Саратове. К концу 1980 года самолёт начал пассажирские рейсы в «Аэрофлоте». За весь период заводами было построено порядка 355 самолетов этого типа. Скорость: крейсерская скорость — 700 км/ч; Дальность полёта: Як-42 — 2790 км; Высота полёта: 9100–10100 м. Длина разбега: 1800 м. 1. Внешний вид и конструкция![]() Як-42 способен развить скорость около 770 км в час
Узнать Як-42 можно по его компоновке. Место для трех двигателей отведено в хвостовой части фюзеляжа. Аналогичный принцип был применен и в других лайнерах того времени, предназначенных для перевозки пассажиров (к примеру, DC-9, Ту-134). Два двигателя находятся симметрично по бокам киля, а третий двигатель предусмотрен сверху с воздухозаборником в форкиле. Такой вариант размещения гарантировал определенные преимущества. Во-первых, стал значительно меньше уровень шума в салоне. Во-вторых, упростилось техобслуживание самолета на земле. Характерное для фюзеляжа круглое сечение позволило добиться хороших показателей прочности и повысить комфорт пассажиров. Наличие стрелковидных крыльев с умеренным углом дает возможность развивать скорость порядка 770 км/ч. Шасси данного лайнера содержит три опоры. Два главных элемента убираются в крыло и ниши фюзеляжа. 2. Двигатели и силовая установка![]() Як-42 на ВДНХ
Ключевые элементы, турбовентиляторные двигатели Д-36 – одни из первых советских моторов подобного типа. Одна часть воздуха, проходя через ядро двигателя, участвует в сгорании топлива. А другая обтекает ядро, способствуя возникновению дополнительной тяги при меньшем расходе топлива. Установка Д-36 на Як-42 – настоящее технологическое новшество. Благодаря этому самолет мог с полной загрузкой летать на расстояние до 2,2 тыс. км. Использование данных моторов на Як-42 позволило решить важные задачи. сделать полеты удобнее для пассажиров. повысить уровень комфорта людей, проживающих в приаэродромных зонах. 3. Авиационная электроника и управление![]() В кабине пилотов Як-42
В Як-42 реализован классический вариант управления посредством дюралюминиевых тяг и качалок. Оба пилота могут управлять лайнером благодаря полному дублирующему комплекту приборов. Базовая версия самолета была оснащена авионикой аналогового типа. Она включала в себя радионавигационное оборудование, радиовысотомеры, радиосвязь, курсовые системы. Со временем отдельные экземпляры Як-42 комплектовались цифровым оборудованием, системами спутниковой навигации и другими модернизированными компонентами. Таким образом удавалось увеличить срок службы машин в условиях современных требований к авиационному транспорту. 4. Салон и комфорт пассажировВ салоне лайнера может поместиться до 120 пассажиров
В ходе проектирования Як-42 на комфорте пассажиров делался отдельный акцент. В зависимости от варианта компоновки в салоне лайнера могло поместиться 100-120 человек. Обычно использовалась схема, объединяющая эконом-класс и бизнес-класс. Благодаря тому, что авиационные двигатели находились в хвостовой зоне, в передней части салона уровень шума был ниже (в сравнении с другими самолетами). За обеспечение приятного микроклимата пассажиров и членов экипажа отвечала система кондиционирования. Она выполняла функцию вентиляции, обогрева, охлаждения салонов и кабины экипажа до 13-18 С. Также с ее помощью в гермокабине поддерживался необходимый состав воздуха и определенное давление. Предусмотренная в салоне звукоизоляция делала пребывание в самолете во время полетов еще более удобным. 5. Варианты и модификации самолета![]() Як-42Д, передняя часть самолета
За время, пока осуществлялся серийный выпуск Як-42, с ним произошли определенные изменения. В 1988 году, наибольшую известность получил Як-42Д – модификация, которая имела увеличенную дальность и максимальную взлетную массу. Наличие дополнительных топливных баков позволяло этой модели преодолевать до 4 тыс. км, расширяя географию ее применения и открывая возможности для экспорта в такие страны, как Куба, Китай, Иран. Велась разработка специализированных версий лайнера. К примеру, Як-42Ф представляет собой модель самолета, у которой есть большие подкрыльевые контейнеры с электрооптической аппаратурой, необходимой для аэрофотосъемки Другой пример глубокой модернизации, Як-42М, по задумке должен был иметь новые крылья, улучшенную аэродинамику и современную авионику. К сожалению, большинство идей, направленных на модернизацию Як-42, так и не были полностью воплощены в жизнь. Причина этого – экономические трудности, которые переживала страна в 90-х годах. 6. Эксплуатация в СССР и других странахНекоторые самолеты передавали в Китай, Мали и на Кубу
Ключевые достоинства Як-42 – надежность, неприхотливость в обслуживании, способность работать на аэродромах с короткими ВПП – позволяли активно использовать его как в «Аэрофлоте», так и в региональных советских авиакомпаниях. Он был идеален для полетов в отдаленные регионы Советского Союза с неразвитой инфраструктурой. Когда случился распад СССР, многие экземпляры Як-42 стали собственностью авиакомпаний образовавшихся независимых стран. Некоторые самолеты оказались проданы в Китай, Мали и на Кубу. Отсутствие поддержки производителя, трудности с поставками запчастей повлияло на то, что многие модели Як-42 постепенно вывели из эксплуатации. А в 2003 году их выпуск был совсем прекращен. Сегодня встретить Як-42 в коммерческой пассажирской авиации можно редко. Лишь отдельные машины находят применение для обучения летного состава, для спасательных работ или в качестве летающей лаборатории. 7. Безопасность и надежность![]() Некоторые самолеты передавали в Китай, Мали и на Кубу
В целом, Як-42 можно по праву назвать надежным. Однако за более чем 30 лет эксплуатации с ним происходили серьезные происшествия. Так, летом 1982 года был потерян контроль управления, что обернулось падением лайнера и гибелью всех находившихся в нем людей. Осенью 1990 года в ходе ночной посадки произошло столкновение самолета с деревьями и последующее его крушение. Четыре человека погибли. Еще через пару лет управление Як-42 было утеряно практически сразу после его взлета. Как результат, произошло падение, возгорание лайнера, приведшее к гибели более чем половины тех, кто был на борту. Несмотря на случившееся, уровень безопасности советского самолета был достаточно высок. Для него характерна хорошая устойчивость в полете, стойкость к обледенению, а также наличие дублированных каналов управления. Эти особенности делали его поведение предсказуемым и безопасным даже в экстремальных ситуациях.
Поделиться в сетях: | |
|
| |






