Его имя гремело на весь Советский Союз, но в старости его ожидало забвение. Заслуженный артист РСФСР (1976) Алексей Смирнов сыграл более 60 ролей в кино, среди которых не было ни одной главной. Самые известные его работы в фильмах «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Полосатый рейс», «Семь стариков и одна девушка», «Свадьба в Малиновке» и, конечно, «В бой идут одни старики». Алексей Смирнов родился 28 февраля 1920 года в городе Данилов в Ярославской области. Отец Алексея умер рано, и мама одна воспитывала двух сыновей. ВойнаКогда началась Великая Отечественная война, оба брата ушли на фронт добровольцами, и вскоре младший брат Алексея погиб. Он попал в войсковую разведку, не раз ходил в тыл врага, возглавил несколько опасных боевых операций. На его счету было много боевых подвигов. Затем Алексей Смирнов командовал огневым взводом в 169-м минометном полку, прошел путь от рядового до лейтенанта, и был награжден 11-ю боевыми наградами, среди которых были ордена Славы 2-й и 3-й степени, орден Красной Звезды и медали «За отвагу» и «За боевые заслуги». Даже во время войны Смирнов продолжил заниматься своим любимым делом: он руководил полковой художественной самодеятельностью, организовал несколько концертов для красноармейцев. Тема войны оставалась для него сокровенной и особенной всю жизнь, именно в ролях фронтовиков он был по-настоящему искренним и глубоким. О том, как воевал старший сержант Алексей Смирнов, можно было прочесть в его наградных листах:
Один из орденов Славы Смирнов получил за бой близ деревни Посташевице. В наградном листе было записано:
Роковым сражением для него стала одна из битв при форсировании реки Одер. 22 января 1945 года Смирнов с своим расчётом переправили на себе миномёт и расширили плацдарм в районе деревни Эйхенрид. Этот бой стал последним для Смирнова — он был тяжело контужен и взрывом снаряда. Удар был такой силы, что Смирнов повредил половые органы, и в госпитале врачи его корректно предупредили: "Вы никогда не сможете иметь детей". С фронта Алексея ждала невеста, но когда Смирнов узнал о своем диагнозе, решил, что не имеет права портить ей жизнь. Не объясняя причин, он разорвал помолвку и на всю жизнь обрек себя на одиночество. Надо Федя, надо!Алексей решил вернуться к профессии актера, и в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра музыкальной комедии. Послевоенные годы для Смирнова выдались очень тяжелыми. Он очень мало зарабатывал, в кино еще в то время не снимался, в театре он играл лишь в массовках, и заботился о больной престарелой маме. В театре долгое время не знали о боевых заслугах Смирнова. А сам он очень не любил распространяться на эту тему, и отвечал, если ему задавали вопросы: «Ну, служил, ну, есть какие-то награды - так ведь в войну все отличились. А я ничего особенного не сделал». Но однажды во время гастролей в 1954 году в городе Капустин Яр актеры театра увидели отдыхающих военных. Директор театра вспоминал:
Алексею стали доверять роли второго плана. Учитывая, что Смирнов был человеком внушительной комплекции, с круглым лицом и крупным носом, режиссеры обычно доверяли ему комические роли. О годах, проведенных на войне, Алексей Смирнов никогда не рассказывал, и многие даже не подозревали о героическом прошлом актера с внешностью добродушного увальня, неуклюжего здоровяка. Эта тема была для него слишком болезненной из-за того, что на фронте погиб его младший брат, что стоило их матери психического здоровья. А полученные на фронте ранения самому Смирнову стоили не только здоровья, но и личного счастья. Любой выход актера на сцену вызывал у зрителей восторг и веселье. Особенно любили Алексея Смирнова маленькие зрители. В начале 1950-х годов на счету Смирнова было несколько сыгранных заметных ролей в репертуаре Театра комедии, в том числе в таких спектаклях, как «Вольный ветер» и «Девичий переполох». А в спектакле по пьесе-сказке Н.Адуева «Табачный капитан» Смирнов сыграл свою первую драматическую роль Петра Первого. Директор театра музыкальной комедии рассказывал:
Между тем к концу 1950-х годов слава об интересном актере-комике распространилась не только в театральной среде, но и среди кинематографистов. Он начал сниматься в кино только в 37 лет и потом долгое время не мог найти «своего» режиссера. В 1959 году режиссер Юрий Озеров пригласил Смирнова на одну из ролей в свою картину «Кочубей», в которой актер сыграл единственного комического героя. Смирнова заметили и другие кинорежиссеры. Полосатый рейс
а в картине «Вечера на хуторе близ Диканьки» Александр Роу доверил Смирнову роль посла. Оба фильма пользовались огромной популярностью у зрителей, а Смирнов стал известным и популярным актером. Спустя два года благодаря роли Билла в комедии Леонида Гайдая «Деловые люди» актер стал еще более популярен. Фильм имел огромный успех у зрителей, и Смирнов начал свое триумфальное шествие по съемочным площадкам страны. Деловые люди
Режиссеры с удовольствием приглашали его в свои картины, работать со Смирновым им было чрезвычайно легко, так как он понимал установки режиссера с полуслова и безоговорочно выполнял любые комедийные трюки – умел смешно прыгать, падать, бегать на четвереньках и даже соглашался купаться в ледяной воде. В 1964 году Смирнов снялся у Леонида Быкова в фильме «Зайчик» и у Элема Климова в комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». А в 1965 году его снова позвал исполнить роль в своей комедии «Операция «Ы» и Другие приключения Шурика» Леонид Гайдай.
Кто не работает тот ест!
Алексей Смирнов охотно исполнил в этой картине роль хулигана и тунеядца Феди и уже в первый год проката фильм посмотрела треть населения страны, а в последующие годы фильм регулярно демонстрировался по телевидению. В результате такие реплики из фильма, как «Надо, Федя, надо», «А компот?!», «Если я встану, ты у меня ляжешь», «У вас несчастные случаи на стройке были?» - «Нет». – «Будут» - стали фольклором, а картина стала практически вневременным явлением в отечественном кинематографе.
Когда Смирнов шел по улицам любого советского города, не было человека, который не узнавал бы его - начиная от детей и заканчивая пенсионерами. Во все свои роли Смирнов старался привнести что-то новое. Пережив много горя, актер не обозлился и не отчаялся, ему нравилось веселить людей и приносить им радость. В течение 1960-х годов Смирнов снялся еще в нескольких фильмах: «Айболит-66», «Свадьба в Малиновке», «Удар, еще удар» и «Семь стариков и одна девушка». Эти фильмы оказались настолько популярными у зрителей, что актеры, снявшиеся в них, превратились практически в национальных героев. Это случилось и со Смирновым, который, даже играя роли второго плана, сумел стать одним из самых популярных комиков советского кино.
Ленинградский актер Гелий Сысоев, снимавшийся со Смирновым в фильме «Свадьба в Малиновке» рассказывал:
Наталья Крачковская рассказывала:
Всесоюзную славу Смирнов получил как «актер Леонида Гайдая», ведь вся страна узнала его в образе тунеядца Феди из комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Зрители отождествляли его с героем-верзилой, который, казалось, не мог произносить никаких других фраз, кроме как «Если я встану – он ляжет». Никто не подозревал о том, что за кадром он был совсем другим – замкнутым, одиноким и очень несчастным. За маской весельчака разглядеть его настоящего мог только очень близкий человек. Таким для него стал актер и режиссер Леонид Быков. Хотя Смирнова и называли актером Гайдая, раскрыть его драматический потенциал по-настоящему удалось другому режиссеру – Леониду Быкову. Они подружились в 1964 г. во время совместной работы над комедией «Зайчик», в которой Быков был режиссером и исполнителем главной роли. Неожиданно для самого себя, Смирнов смог довериться Быкову и рассказать о том, о чем не говорил никому. С тех пор они стали друг для друга очень близкими друзьями. Владимир Талашко, основатель Фонда Леонида Быкова, рассказывал:
Возможно, их дружеские отношения помогли создать и очень успешный и плодотворный творческий тандем. В следующий раз они встретились в 1968 г. на съемочной площадке фильма «Разведчики». Скорее всего, тогда Леонид Быков и решил, что его друг должен сыграть одну из главных ролей – механика эскадрильи Макарыча – в его новом фильме «В бой идут одни «старики». В 1974 году в фильме «В бой идут одни «старики» Быков сыграл роль командира эскадрильи Титаренко, а своему другу Смирнову доверил сыграть роль его механика. Однако с утверждением Смирнова на эту роль возникли большие сложности: руководство киностудии заявило о том, что комедийный актер «с тупым лицом» и негероическим амплуа не может играть фронтовика, что, по их мнению, превратило бы в фарс военный фильм и привело бы к снижению образа советского воина. И тут Быков встал горой за своего друга: он заявил, что Смирнов сам прошел войну и не понаслышке знает о том, что ему предстоит сыграть. Режиссер поставил вопрос ребром: либо он снимает Смирнова, либо вообще отказывается от этой работы. И он добился своего. А сам Смирнов в одном из разговоров с коллегами с горечью отметил: «Как жаль, что я так поздно нашел своего режиссера». Эти съемки Алексей Смирнов переживал как глубоко личную историю. Во время работы над эмоционально сложным финальным эпизодом он так разволновался, что у него случился сердечный приступ, и с площадки его увезли на «скорой». Быков не стал переснимать эту сцену и оставил в фильме единственный дубль со Смирновым. В 1977 г. Леонид Быков задумал еще более тяжелый, уже без комедийных сцен, фильм о войне «Аты-баты, шли солдаты». И снова пригласил на съемки своего друга. Однако на этот раз Смирнов отказался. На тот момент его уже серьезно подводило здоровье, а снова переживать эмоции, связанные с военной темой, он побоялся. Бесславный конецПоследние годы жизни Смирнова сложились трагически. За три года до смерти Смирнов женился на женщине, у которой было двое детей. Но жить семье было почти не на что. Из театра актер ушел, а в кино сниматься его теперь не приглашали. Жена вскоре ушла от Смирнова, а у актера был диагностирован ряд тяжелых заболеваний. В октябре 1978 года у Смирнова случился сердечный приступ, после которого он длительное время провел в больнице. 25 марта 1979 года к нему в гости приехал Леонид Быков. Это была последняя встреча друзей. Посмотреть на знаменитого режиссера сбежался весь персонал ленинградской больницы. Быков принес Смирнову апельсины и провел у постели больного друга два часа. На прощание, похлопав его по плечу, сказал фразу из фильма:
Спустя две недели Леонид Быков погиб в автокатастрофе. Алексей Смирнов узнал об этом на следующий день, и это известие его совсем подкосило. Он был абсолютно одинок, и его друг в последние годы оставался единственным человеком, с кем он мог быть абсолютно откровенным. С этой потерей он так и не смог смириться. Он начал выпивать, что при его проблемах с сердцем было противопоказано. В результате актер снова попал в больницу. А в день выписки, 7 мая, его не стало. Кто-то из персонала, принес по просьбе актера бутылку коньяка, он выпил и сердце его не выдержало... Киностудия «Ленфильм» хоронить актера отказалась, заботы по организации легли на плечи соседей и старенькой матери. Мать Алексея умерла позже. Алексей Смирнов умер в 59 лет и теперь лежит вместе со своей матерью. Анна Ивановна так и осталась главной женщиной в жизни актёра. *** СПАСИБО, дорогие соотечественники! Вот это ЛЮДИ С ДОБРОЙ ДУШОЙ. Они понимают, что, если бы не советские фронтовики, разбившие фашистскую Германию и её многочисленных сателлитов, то неизвестно, где бы сейчас были все мы и наша любимая власть. Может, их и не было бы!
Жизнь нужно прожить так, чтоб на твой дом тоже повесили такую табличку. Но уже про тебя.
Поделиться в сетях: | |
|
| |








